belkomor (belkomor) wrote,
belkomor
belkomor

Category:

Голубое на золотом

1_Шапка Казанская_XVI

В polymerclayfimo некоторое время назад был объявлен конкурс украшений, связанный со стариной "моего народа" (каким бы он ни был). Задание к конкурсу сложное, с этнографическим прицелом. К тому же он вновь подразумевает решение задачи имитации в пластике других материалов. Есть и другие осложняющие дело моменты: например, использование пластики конкретного производителя.
Тем не менее, надо ведь участвовать - иначе потом приходится жестоко жалеть...
Текст и фотографии под катом - информация к размышлению для себя и вообще. Наведите курсор на картинку, чтобы узнать название предмета и век.


Мой небольшой рассказ посвящен принципам декорирования поверхности в украшениях допетровской Руси. Однажды, в музеях Кремля и Сергиева Посада, меня очень поразили вещи времени Ивана Грозного - их роскошь, великолепие и одновременно аляповатость и впечатление духоты, которое они создают.
Все эти золотые фоны со сканью и зернью, цветные эмали, неправильной формы жемчужины, огромные самоцветы без огранки - все так и подталкивает повздыхать философски над странной природой государства на Руси и нации как таковой. Кажется, что невозможно взять столько дорогостоящих материалов и испортить их на нечто столь неволшебное, глупое и пыльно-претенциозное... Но не будем дальше спекулировать - в конце концов, обнаружение волшебства и красоты - дело исключительно субъективное. К тому же, облик декора всех этих истинно русских вещей восходит, как и полагается, к византийским источникам.

В X - XI веках византийские ювелиры используют общий набор приемов работы с золотом и камнями, изготовляя самые разные предметы для двора и церкви. Несомненно, вершина их работы во всех смыслах - драгоценные императорские короны, которые можно видеть на мозаиках собора св. Софии, представляющих императоров и императриц этой эпохи.

2_Императрица Зоя_ XI

Стиль работы византийских мастеров распространялся в Западной Европе и путем заказов ювелирных украшений в Константинополе, и через местные попытки повторить их формы и техники.
Такова, очевидно, сделанная в Европе корона императора Священной Римской империи Конрада II (известная как Корона Карла Великого), оклад Евангелария Оттона III, а также другие оклады, реликварии для хранения мощей христианских святых и тому подобное.

3_Корона Карла Великого_XI

Оклад Евангелария Оттона III имеет резную вставку из кости с "Успением Марии".

4_Оклад Евангелария_XI

Примерно те же процессы происходят и в русско-византийских связях. Так, например, найденные в Рязани украшения XII века в конце концов были определены как продукция местных мастеров, хотя сходство с византийскими и столичными киевскими образцами остается очевидным. Центральные изображения здесь выполнены в технике перегородчатой эмали, а сам тип украшения, - бармы (ожерелье с щитками-подвесками - так условно его можно описать), - стал очень показательным для княжеских украшений Древней Руси.

5_Рязанский клад_XII

6_Рязань_Князь Борис_ XII

7_Рязанские бармы_XII

На этой реконструкции художника Олега Федорова можно видеть весь комплект из нагрудных и височных украшений и короны: Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992 гг. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская.

8_Реконструкция

Элемент, который упомянут выше, коруна/венец - часть оклада иконы, выполненного в конце XIV - начале XV века.

9_Оклад_XIV-XV

Золотые оклады икон в Древней Руси иногда создавались в несколько приемов, и в них присутствовали те же роскошные украшения как некие особенно ценные детали. Таков оклад иконы Богоматерь Одигитрия XVI века. Нагрудные украшения-"полумесяцы" в источниках этого времени называются "цаты".

10_Оклад_XVI

Могло оказаться так, что эти части оклада в действительности ранее были реальными украшениями, которые использовались в церемониях. Так произошло в случае оклада иконы св. Троицы Рублева, который создавался в XVII - XVIII веках.

11_Оклад Троицы_XVII

Еще пример богато украшенной камнями цаты рубежа XIV - XV веков

11_цата_XV

Несмотря на наличие местных мастерских, даже после падения Византийской империи правители Древней Руси покупали заграничные "предметы роскоши" - теперь уже в Стамбуле, у мастеров исламского Ирана.
Трон Бориса Годунова с бирюзой и другими камнями на фото ниже как раз является примером подобной покупки.

12_Трон Годунова_XVI

Покажу еще пару сосудов, имеющих отношение к тому же периоду и региону: исламский Иран XVI в. На этих предметах вместо христианских символов и изображений может появиться арабская вязь, но суть дела, мне кажется, не очень меняется. Это все тот же самый образ - богатство, злато-серебро, цветные камни и никакой совершенно античной гармонии и рацио Х-)

13_Иран

14_Иран

Tags: украшения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments